Много интересного и еще почти не изученного материала покоится в хранилищах Ингушского государственного музея краеведения им. Т. Х. Мальсагова. О ярких личностях в истории ингушского народа рассказывают документы, бережно хранившиеся долгие годы в семьях родных и близких людей и переданных ими на хранение в музей.
Нам попалась в руки папка с документами Висангирея Дзаулиевича Цицкиева.
Родился он в 1903 году в с. Длинная Долина Пригородного района в семье бедного крестьянина. В 1916 году окончил сельскую школу. Дальнейшее образование за неимением средств Цицкиев получить не смог. Не по годам рослый юноша в 15 лет окунается с головой в бурный водоворот событий революционных лет: в 1918 году он поступает на службу в Ингушский конный дивизион городской охраны. Добровольно вступил в ряды Красной Армии. Учеба в военно-политической школе им. К.Е. Ворошилова, по окончании которой в 1924 году назначается на должность младшего руководителя по учебной части Северо-Кавказской школы горских национальностей. Служба чередовалась с учебой. До 1930 года он служит политруком Ингушского национального взвода.
— «Политически развит… Во время боевых действий взвода против банд т. Цицкиев умело руководил частью. Лично себя показал храбрым и преданным товарищем. Пользовался авторитетом среди начсостава и красноармейцев. Показал себя выдержанным и дисциплинированным, был ценным работником в нацчастях РККа.
Комиссар нацкавполка Мамсуров».
— «… Дана политруку Ингушского отдельного нацкаввзвода товарищу В.Д. Цицкиеву в том, что он будучи членом областной призывной комиссии к своим обязанностям относился добросовестно. Во время призыва проводил большую работу по политобслуживанию призываемых и одновременно содействовал призывной комиссии в выявлении чуждых элементов с целью не допускать их в ряды РККа.
Ингушский военный комиссар Кроль». Это выдержки из служебных характеристик и справок, выданных Цицкиеву в 30-х годах XX века.
Среди документов, хранящихся в музее, есть билет на имя В.Д. Цицкиева, в котором комиссия при Революционном военном Совете Союза СССР по проведению десятилетнего юбилея первой конной Армии просит его принять участие в праздновании, которое состоится в Москве. Этот билет служил пропуском в Кремль.
Справки, характеристики, мандаты, удостоверения – все эти документы Цицкиева говорят о том, что на каком бы участке работы ни находился Висангирей, он добросовестно с чувством ответственности трудился на доверенном ему участке работы, за что получал от руководства награды и поощрения.
Годы жизни в сложных условиях борьбы за Советскую власть на Северном Кавказе сказались на здоровье Цицкиева: он тяжело заболел. – «Тяжелее чем болезнь я переживаю то, что я не могу служить своему народу», — говорил в этот период Висангирей.
В 1929 году его комиссуют по состоянию здоровья.
После длительного лечения 24 июля 1931 года его выбирают на должность председателя Ингушского облсовпрофа. И вновь он окунается с головой в работу. Организуя работу профсоюзов он посещает Владикавказский спиртзавод, крахмальный завод и другие предприятия, ингушскую областную больницу, ингушский педтехникум с целью оказания методической помощи профсоюзным работникам. Успехи в работе не замедлили сказаться. Цицкиева в 1936 году 22 мая на сессии депутатов Пригородного района единогласно избирают председателем райисполкома. Он работает и на этой должности успешно и спустя некоторое время его избирают первым секретарем Пригородного райкома ВКП (б). За годы руководства Цицкиевым колхозы и предприятия Пригородного района добивались наилучших показателей, и об этом говорят музейные документы. Находясь на столь ответственном участке работы в районе по площади и численности населения, по объему производимой продукции превосходившем все другие районы Ингушетии, Висангирей Цицкиев находил время и на общественную работу. Об этом говорит следующий документ: —
— В 1936 году я, вместе с писателем Николаем Семеновичем Тихоновым работал над сценарием фильма «Друзья».
Мы собирали материал для этого фильма, посвященного дружбе народов в дни Октябрьской революции на Кавказе.
Большую помощь в сборе материалов оказал нам Первый секретарь Пригородного Райкома КПСС Чечено-Ингушской АССР Висан-Гирей Цицкиев. Мы неоднократно пользовались его советами при написании сценария, и советы его всегда оказывались дельными и полезными.
При съемках фильма в 1937 году товарищ Цицкиев принял в работе съемочной группы самое деятельное и горячее участие. Он делал все, для того, чтобы мы могли как можно полнее рассказать в нашем фильме о величии дней Октября на Кавказе. Я и мои товарищи по работе храним до сих пор большую благодарность к товарищу Цицкиеву.
п/п Кинорежиссер – Л. Арнштам. 5 марта 1960 г.
Москва. Б. Дорогомиловская ул., дом 29, кв.7.
Подпись руки т. Арнштам
удостоверяю – подпись.
Верно:
Это копия письма из папки В. Цицкиева.
Роковой 1937 год не обошел и Цицкиева. Справка НКВД ЧИАССР говорит том, что «… он с 20-го июня 1937 года содержится в тюрьме НКВД Чечено-Ингушской АССР и 5 марта 1940 года освобожден, в связи с прекращением дела».
По этому эпизоду из жизни Висангирея хочется привести воспоминания его современников. Как пишет Юсуп Чахкиев, за годы тюремного заточения чекисты пытками, частыми допросами добивались от Цицкиева признания в том, что состоял в контрреволюционной организации. Цицкиев мужественно отвергал все необоснованно предъявляемые ему обвинения. Вместе с ним было много заключенных, которые, не выдерживая суровых допросов, признаваясь в несодеянных преступлениях были осуждены и сосланы в лагеря, откуда практически живым не возвращался никто.
Но были и такие, как Цицкиев, готовы были любой ценой отстоять и отстаивали свою честь. Одним из таких был и Мальсагов Дошлако (впоследствии ставшим крупным ученым-лингвистом), о котором Висангирей говорил как об интеллигентном, культурном и мужественном человеке. Он выдержал муки, но не сломался и тоже за неимением подтверждения виновности, был освобожден.
Как вспоминает Юсуп Чахкиев, по случаю освобождения Висангирея без суда у него собралось много родных, друзей. Когда собравшаяся молодежь решила устроить по случаю ловзар (танцы), Висангирей сказал, что, «если я на свободе, то там в тюрьмах находятся еще мои товарищи. Мысли о них, пока они там, мне не дают покоя. И будет неверно, если мы сейчас устроим ловзар. Не надо». Характерная для него черта- забота о людях, не покидала Цицкиева никогда.
Висангирея вновь (предварительно выплатив зарплату за все годы заточения) назначают на ответственную должность.
В 1940-42 гг. Цицкиев работает секретарем Назрановского райкома ВКП(б), а в 1942-44 гг. председателем Ачалукского РИКа.
В годы высылки в Казахстан он продолжает работать в свойственном ему ритме, как свидетельствует производственная характеристика, «Товарищ Цицкиев в настоящее время работает начальником отдела треста. За время работы товарищ Цицкиев в тресте «Кокчетавстрой» зарекомендовал себя с положительной стороны. За короткое время улучшил работу отдела, бесперебойно снабжает фондированными и местными строительными материалами строительные участки треста… Пользуясь авторитетом среди ингушского населения, товарищ Цицкиев сумел привлечь для работы на строительство объектов 250 человек. Он также организовал путем привлечения ингушского населения добычу камня и песка, в полной мере удовлетворяющие потребности треста». Как вспоминают очевидцы, создание рабочих мест для ингушей, не имевших доходов в условиях высылки, было спасением от голодной смерти многих семей. Отеческую заботу о людях проявлял Висангирей на каком бы участке работы он не трудился и когда с восстановлением Чечено-Ингушской АССР Кокчетавский областной комитет партии поручил сопровождать эшелон «с отъезжающими гражданами чеченами, ингушами в Чечено-Ингушскую АССР…» он (опять же по воспоминаниям очевидцев) вникал в проблемы каждой отъезжающей семьи. И по прибытии к месту назначения, каждой семье помогал обустроиться на родной земле.
Начав активную жизнь борца за справедливость, с 15-летнего возраста Висангирей Цицкиев был в гуще событий, всегда в строю, всегда там, где наиболее сложные участки работы. До последних дней своей жизни он находился на службе. В 1960-65 гг. был заведующим отдела Совмина ЧИАССР.
25 мая 1965 года его не стало. Он прожил всего 62 года, но 47 из них – это активная жизнь, жизнь, отданная служению родному народу, стране, жизнь человека-борца, гуманиста, человека достойно заслужившего славную память. С пожелтевших от времени архивных материалов: фотографий и документов, смотрит на нас история жизни В.Цицкиева, являясь частицей истории ингушского народа.
Жизнь таких людей – гордость народа.
И память о них, героях народа, — вечна.
А. Дариева
5 июля 2005 г. № 69 (1333)
Добавить комментарий