Сын и дочь отважного ингушского разведчика и сейчас живут в отцовском доме, построенном по указанию Юрия Андропова для его однополчанина.
О необычной судьбе Абдуллы Цороева, воевавшего вместе с будущим руководителем СССР Юрием Андроповым и командиром знаменитого партизанского отряда Дмитрием Медведевым, корреспонденту «РГ» рассказали его родственники.
Из сильного рода
Род на Кавказе как визитная карточка: скажи, из какого ты рода, и тебе скажут, кто ты. Рассказы о лучших представителях рода, или тейпа, передаются от поколения к поколению. Юный Абдулла Цороев воспитывался на примере отца, погибшего в боях в Гражданскую войну, и двоюродного брата Бейсултана, воевавшего в знаменитой Дикой дивизии, впоследствии — личного охранника легендарного Серго Орджоникидзе. Когда 18 августа 1919 года Дуду Цороева тяжело ранило, он наказал родственникам в случае рождения сына назвать его Абдуллой. Ребенок появился на свет в день смерти отца в результате преждевременных родов.
После школы Абдулла Цороев уехал в Москву, где поступил в театральное училище на актерское отделение, учился в составе первой актерской группы, состоящей из чеченцев и ингушей. Но через год решил стать военным. Окончил Белорусское военное училище.
Свой первый бой молодой лейтенант принял в 1941 году под Брестом. Его рота одиннадцать раз ходили в штыковую атаку. Когда отступали, встретились в лесах с отрядом Дмитрия Медведева, состоявшего тогда из сотрудников органов безопасности. Советский разведчик номер один Николай Кузнецов в то время в нем еще не воевал. Абдулла остался в отряде. Занимался диверсионной деятельностью.
— Потом его перебросили за линию фронта, домой, для подготовки новой смены, — рассказывает Магомед Цороев. — После этого опять во вражеский тыл — в район станции Толстый Лес. Там в 1943 году Абдулла встречал самолет, на котором прилетел Кузнецов. Отец уже был начальником разведки отряда Дмитрия Медведева.
Кстати, именно «Володя», как его называли в отряде, достал для своего соратника жетон CC, при помощи которого тот ликвидировал немало фашистских офицеров, так как эта «бляха» открывала многие двери.
Вместе с ними в отряде работала Мария Фортес — разведчица-испанка, о которой снят фильм «Салют, Мария».
Разжалованный майор
— О своей службе в разведке отец больше отмалчивался, — вспоминает его дочь Хава Цороева. — В основном мы узнавали о том, что с ним происходило на войне, из общения отца с бывшими сослуживцами.
Один из них, врач Альберт Цесарский, как-то рассказал о том, как вытащил из «Володи» осколок без наркоза. В этом месте у бывшего разведчика остался «след» — под его правую лопатку полностью заходил детский кулак.
В отряде была только одна обезболивающая ампула. Абдулла сказал, что ее надо поберечь. Ему налили водки и сделали операцию на живую.
О сильном характере начальника медведевской разведки можно судить и по другой невероятной истории. Под прикрытием нашего огня «Володя» и его люди несли через линию фронта во вражеский тыл мины. Немцы догадались, что что-то не так, и открыли по нашим позициям шквальный огонь. В результате на нейтральной полосе было убито несколько человек из группы Цороева. Тела погибших нельзя было оставлять, и Абдулла принял решение вернуться назад, взяв их с собой.
По возвращении у Цороева произошел конфликт с высоким офицерским чином, набросившимся на него из-за того, что разведчики не выполнили задание, а из-за них погибла чуть ли не рота. Когда генерал сгоряча схватился за пистолет, Абдулла нажал на курок автомата. Генерала ранило, командующему фронтом маршалу Коневу доложили об инциденте. Разведчика арестовали и должны были расстрелять.
— Я сидел в деревянном срубе и мысленно прощался с жизнью, — рассказывал Цороев в 1981 году в гостинице «Москва» во время встречи с академиком Чазовым (Магомед по кавказской традиции как младший ухаживал за ними за столом). — Утром вывели, я помолился. Посадили в «виллис», привезли на военный аэродром и отправили на транспортном самолете в Москву.
В столице Цороева разжаловали с майора до лейтенанта и дали 20 суток домашнего ареста, которые он провел в той самой гостинице «Москва».
Слезы войны
За год до окончания войны, когда многие кавказские народы были высланы в Казахстан, Абдулла Цороев тоже подвергся своего рода ссылке: его направили из Москвы во Фрунзе в звании старшего лейтенанта. Там он создал семью и родились его дети, которые узнали о том, что отец был разведчиком еще в юном возрасте из передачи Центрального телевидения. Правда, в ней Абдуллу Цороева назвали сыном не ингушского, а осетинского народа, который не подвергся сталинской депортации.
В Киргизии он почти десять лет работал на разных должностях в республиканском министерстве госбезопасности.
Уже позже окончил Самаркандский торговый институт и до 1970 года возглавлял трест столовых и ресторанов Джамбульской области в Казахстане.
В 1971 году бывший разведчик вернулся вместе с семьей на малую родину, где по указанию Юрия Андропова, с которым Цороев служил в войну в одном воинском соединении, для него построили дом. В составе первой в истории ингушской делегации Абдулла ездил на прием в Кремль.
Три ранения и две контузии уже давно давали о себе знать. По прошествии десятков лет он все так же не любил вспоминать о войне, но, когда смотрел о ней фильмы, у «Володи» непроизвольно текли слезы.
Правда, о любимейшей многими картине «17 мгновений весны», прошедшей в стране «на ура», он отозвался как о сказке, сказав, что даже через полвека после его смерти никто не узнает, чем занимались советские разведчики в тылу врага, и документы тех лет не будут рассекречены.
Был награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы», «Партизану Отечественной войны» I и II степеней. Дважды представлялся к званию Героя Советского Союза, но, поскольку был «представителем репрессированного народа», до соответствующих указов дело так и не дошло.
Когда Абдуллу спрашивали, что самое страшное на войне и много ли он видел смертей своими глазами, он отвечал:
— Столько крови было, сколько воды течет в речке Назранке.
Бывший разведчик умер, по кавказским меркам, молодым — всего в 66 лет.
Справка «РГ»
Партизанский отряд Дмитрия Медведева боевые действия в тылу врага начал с августа 1941 года на Брянщине. Партизаны-разведчики закладывали взрывчатку под рельсы и рвали вражеские эшелоны, обстреливали из засад автоколонны и сообщали в Москву сведения о передвижении немецких воинских частей. Летом 1942 года отряд Медведева становится центром сопротивления в оккупированной Украине. Именно бойцы этого отряда воевали вместе с легендарным разведчиком Николаем Кузнецовым, действовавшим под видом гитлеровского офицера Пауля Зиберта. Партизаны тогда раздобыли сведения о подготовке фашистами покушения на участников исторического совещания в Тегеране — Сталина, Рузвельта и Черчилля, о размещении под Винницей ставки Гитлера, о готовящемся немцами наступлении на Курской дуге. Соединение провело 83 боевых операции, уничтожило 11 немецких генералов и высших государственных чиновников, 31 воинский эшелон.
«Российская газета-Неделя» — Кубань-Кавказ №4920 от 28 мая 2009 г.
Добавить комментарий