Свободен лишь тот, кто может позволить себе не лгать.

25.11.2009

ЦАРОЕВ АБДУЛЛА ДУДИЕВИЧ.

Filed under: Славные имена Ингушетии — Хамарз Костоев @ 10:45
Tags:

Огромное значение в годы войны имела партизанская борьба в тылу противника. Участниками партизанского движения были и представители Ингушетии: Бузуртанов Х.Э., Газиков У.М., Долгиев М.Т., Котиев Н.Б., Льянов Т.Ж., Льянов Х-Б.Х., Наурузов И.М., Хамхоев Х.М., Цароев А.Д. и другие.

Чтобы затруднить продвижение врага, в армейских частях подбирали людей в специальные диверсионные группы – опытных, уже показавших себя в бою. В одну из таких групп из сорока человек был зачислен лейтенант А.Д.Цароев (1922 г.р.), начавший войну под Брестом.
Во время одного из боев командир партизанского отряда погиб, и командование отрядом принял на себя А. Цароев. Совершив ряд успешных операций, партизаны вышли к реке Беседь. 10 сентября 1941 года «цароевцы» встретились с отрядом Д.Н.Медведева. В объединенном отряде А.Цароева назначили начальником разведки. Неимоверное мужество в борьбе с фашистами было проявлено легендарным партизаном и разведчиком Абдулой Дудиевичем Цароевым.
В книге Д.Н.Медведева «Сильные духом» он выведен под именем Володи Смоленского, так как в период, когда писалась книга, ингуши были высланы в Казахстан, и Медведев не мог упоминать в книге национальность ингуша.
В воспоминаниях бывшего комиссара легендарного особого отряда чекистов, действовавшего на оккупированной гитлеровцами территории Украины, С.Т.Стехова («Отряд особого назначения») и заместителя командира отряда по разведке А.А. Лукина немало рассказывается о боевых делах разведчика Володи Смоленского, который, став командиром группы разведки, руководил разведывательными операциями.
Подвиги А.Д.Цароева отмечены орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалью «За оборону Москвы», медалью «Партизану Отечественной войны I степени» и другими наградами.
Партизаны-медведевцы помнят своих героев.
СОВЕТ ВЕТЕРАНОВ ПАРТИЗАНСКОГО СОЕДИНЕНИЯ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Д.Н. МЕДВЕДЕВА
при Московском Комитете ветеранов войны и труда
«5» марта 2003 г.
Президенту Республики Ингушетия
М.М. Зязикову
Уважаемый Мурат Магометович!
Совет ветеранов партизан-медведевцев просит Вас, в преддверии 55-летия Победы в Великой Отечественной войне, ходатайствовать перед Президентом Российской Федерации о присвоении Абдулле Дудиевичу ЦАРОЕВУ звания Героя России (посмертно).
Замечательный сын ингушского народа А.Д. Цароев героически сражался в составе нашего соединения в 1941-1943 годы. Война застала его командиром роты пограничников под Брестом. Оказавшись в окружении, А.Д. Цароев со своим подразделением вел активную партизанскую борьбу и в сентябре 1941 г. присоединился к десантному партизанскому отряду Д.Н. Медведева, действовавшему на Брянщине. Очень быстро командование отряда оценило боевой опыт и личное мужество А.Д. Цароева, и он был назначен командиром разведки отряда. После разгрома гитлеровцев под Москвой А.Д. Цароев вместе с отрядом возвратился в Москву, где вскоре вступил во вновь формируемый Д.Н. Медведевым парашютно-десантный отряд, с которым и действовал на Украине в глубоком тылу врага. Во втором отряде А.Д. Цароев также являлся командиром разведки, а в дальнейшем был назначен начальником штаба специальной группы, выделенной для выполнения особо опасных боевых заданий.
За время пребывания в нашем соединении А.Д. Цароев лично участвовал в десятках боевых операций, постоянно проявляя отвагу и героизм. Достаточно привести в качестве примера захват под его командованием оккупированного гитлеровцами города Жиздра Калужской области – А.Д. Цароев первым ворвался в помещение немецкой комендатуры, лично взял в плен матерого гитлеровского шпиона, резидента гитлеровской агентуры Подмосковья, позднее он был перенаправлен в Москву. На украинском разъезде Сновидовичи разведкой под руководством А.Д. Цароева был обнаружен и затем уничтожен железнодорожный эшелон с гитлеровскими карателями.
Под командованием А.Д. Цароева была разгромлена и уничтожена комендатура в жандармерии в украинском городе Березное. Подобных примеров можно привести множество.
В 1943 году во время одной из боевых операций А.Д. Цароев был тяжело ранен и вывезен в Москву для лечения. После войны А.Д. Цароев работал в органах государственной безопасности, но последствия тяжелого ранения привели к его ранней инвалидности и преждевременной смерти.
А.Д. Цароева отличали мужество, искренность, высокая порядочность, преданность России и горячая любовь к своему многострадальному народу. Присвоение А.Д. Цароеву звания Героя России явится правомерной оценкой его героической жизни.
Ответственный секретарь Совета ветеранов
Заслуженный врач России
А. Цессарский
Эсэсовец зашел, чтобы, как обычно, поделиться ровенскими новостями и заодно одолжить деньги. Получив просимую сумму, Диппен спросил Зиберта, собирается ли он в «Немецкий театр» на собрание, где будет выступать прибывший из Мюнхена один из лучших партийных ораторов рейха. Зиберт ответил, что рад бы пойти, но, к сожалению, у него нет пригласительного билета, на что Диппен тут же вручил ему входной билет, отпечатанный на плотной веленевой бумаге. Из приглашения следовало, что 18 августа, в восемь часов вечера, в помещении «Немецкого театра» приехавший из Мюнхена имперский оратор — рейхсэнзацреднер Шойман прочитает доклад на тему «Вера Германии в ее миссию».
Рассматривая после ухода Диппена билет, Кузнецов обратил внимание на примечание мелким шрифтом: «Явка обязательна». И неудержимо рассмеялся. Вот уж чего никогда не мог предвидеть бывший уральский комсомолец Ника Кузнецов, что ему придется присутствовать на собрании актива нацистской партии, причем в обязательном порядке!
К театру он прибыл минут за десять до начала, предъявил на входе пригласительный билет и прошел в зал. Здесь уже собралась вся верхушка ровенских оккупационных властей и офицеры гарнизона. В глазах рябило от обилия погон, орденов, аксельбантов. Сцену украшали (если только уместно употребить в данном случае это слово) огромный портрет Гитлера и полотнище со свастикой.
Ровно в восемь часов на сцену стремительно выбежал коротенький человечек с невыразительным лицом, облаченный в партийную коричневую форму, взобрался на кафедру и обрушил на собравшихся поток истерического красноречия.
«Что ж, подкуемся теоретически», — с иронией сказал сам себе Кузнецов, поудобнее устроившись в кресле.
Имперский оратор, явно подражая фюреру и рейхсминистру Геббельсу одновременно, два часа без умолку изрыгал бредни об исторической роли Германии, священной миссии великого Адольфа Гитлера, о несокрушимом арийском духе и тысячелетнем рейхе.
«А хорошо бы прихватить его в отряд, — мелькнула в голове Кузнецова шальная мысль. — Да выставить «на банк». То-то ребята повеселились бы!»
«Банк», о котором подумал Николай Иванович, ничего общего к карточной игре не имел. Так в отряде называли ставшие традиционными вечерние встречи у костра возле штабного чума — если, конечно, позволяла обстановка. Иногда здесь собирался настоящий интернационал: русские Николай Кузнецов, Валентин Семенов, Владимир Ступин, украинцы Николай Гнидюк и Марина Ких, белорус Михаил Шевчук, поляк Юзеф Скурьята, евреи Борис Черный и Григорий Шмуйловский, грек Макс Селескириди (впоследствии известный артист театра им. Вахтангова и кино Максим Греков), болгары Асен Драганов и Вера Павлова, чех Витек, казах Дарпек Асдраимов, испанцы Филиппе Артуньо и Хосе Гросс, армянин Наполеон Саргсян, ингуш Абдулла Цароев — всех не перечислить. Говорили на «банке» обо всем на свете — о вчерашнем бое и любви, футболе и высокой политике, декламировали стихи и пели песни.
Даже заместитель командира по разведке капитан госбезопасности Александр Александрович Лукин, полноватый, с округлым добродушным лицом, вьющимися волосами и всегда прищуренными умными, даже хитрыми серо-голубыми глазами, если позволяли в такой вечер его особенные, секретные заботы, непременно присоединялся к «банку». И не только в качестве слушателя — неторопливо, поглаживая себя по давней привычке рукой по животу, он мог часами рассказывать совершенно невероятные байки о своем любимом городе Одессе времен гражданской войны и нэпа.
Кузнецов тоже любил изредка посидеть у костра, правда, никогда о себе не рассказывал, но иногда декламировал стихи и охотно подпевал негромкому хору, особенно если затягивали «Ермака»…………..
———————————————————————
В середине марта решался вопрос о дальнейшей службе Медведева. Все эти недели он считался ответственным сотрудником центрального аппарата наркомата. Руководство чрезвычайно ценило его опыт, особенно сказавшийся при подготовке все новых и новых опергрупп. Дмитрий Николаевич также понимал всю важность этой работы, относился к ней в высшей степени добросовестно, но был убежден, что как разведчик может принести куда большую пользу, командуя новым, более крупным отрядом, лично участвуя в осуществлении своих планов. Он настаивает на этом в нескольких рапортах руководству.
В одном из них — от 4 апреля 1942 года — он пишет: «…ни моя совесть, ни Родина не простят мне, если я не сумею добиться немедленного проведения в жизнь этого плана».
9 апреля он снова обращается к наркому с резким требованием направить его во вражеский тыл. На этот раз добивается своего: он назначается командиром (оперативный псевдоним «Тимофей») специального чекистского отряда «Победители», которому предстояло решать разведывательные задачи особой важности в городе Ровно. Вскоре Дмитрий Николаевич уже смог приступить к формированию личного состава «Победителей» — для этого требовалось отобрать примерно сто человек.
Разведывательная работа должна была занять в отряде «Победители» гораздо большее место, нежели в первом отряде, и вести ее предстояло на более высоком профессиональном уровне. Для этого Медведеву нужны были чекисты с хорошим опытом. При командире была создана специальная группа, состоящая из высококвалифицированных оперативных работников. Дмитрий Николаевич пригласил на эту работу капитана госбезопасности Александра Александровича Лукина и старшего лейтенанта госбезопасности Владимира Григорьевича Фролова, которых он давно знал по совместной службе на Украине. Вошли в эту группу также лейтенант госбезопасности Константин Константинович Пастаногов и Симона Кримкер (Гринченко), участница гражданской войны в Испании. Симона была храбрым человеком и прекрасно владела испанским языком. Последнее обстоятельство имело важное значение, поскольку в отряд влилась большая группа ветеранов гражданской войны испанцев: Хосе Гросс, Паулино Гонсалес, Хосе Флорежакс, Антонио Бланко, Антонио Фрейре, Филиппе Ортуньо и другие товарищи.
Из ОМСБОН в отряд пришла группа хорошо подготовленных радистов-шифровальщиков. Ими командовала Лидия Шерстнева (после замужества Мухина), специалист своего дела и, как вскоре выяснилось, человек прекрасной души.
Среди радисток выделялась экзотической внешностью волоокая молодая женщина. Дочь крупного колониального чиновника аристократа, она родилась в Испанском Марокко, в юности училась в Королевской академии искусств, но стала не художницей, а бойцом республиканской армии Испании в годы гражданской войны.
Впоследствии полковник Африка де Лас Эрас («Патрия») на протяжении десятилетий успешно выполняла за рубежом ответственные задания советской разведки.
Несколько командиров и бойцов Дмитрий Николаевич взял из старого отряда: Франца Наркевича, Дарпека Абдраимова, Абдуллу Цароева, Григория Волкова, Филиппа Куринного и других. Однако основную массу составили вновь пришедшие из ОМСБОН. Некоторые из них уже имели опыт боев, приобретенный на заснеженных полях и в лесах Подмосковья минувшей морозной зимой.
Будущему отряду предстояло действовать в специфических условиях Западной Украины….

(Отрывок из книги Гладкова Т. К. Легенда Советской разведки – Н.Кузнецов.)

Реклама

Добавить комментарий »

Комментариев нет.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: