О действиях отряда генерала Вельяминова получены мною следующие известия:
13 числа сего месяца генерал Вельяминов выступил из Назрановского укрепления к непокорному Карабулакскому сел. Шельчихи; но по причине грязной дороги и дурной переправы через р. Сунжу, при Малой Яндырке, он только на другой день подошел к оному. Видя, что до 200 мятежников намереваются защищать селение сие, он приказал устроить в двух местах батареи: одну из 6-ти орудий конно-артиллерийской казачьей 6-й роты и другую из 4-х орудий пешей артиллерии, действием которых мятежники немедленно были выбиты из деревни и оная занята без дальнейшего сопротивления 40-м Егерским полком. Неприятельская партия, скрывшись в лесу на противоположном берегу Ассы, перестреливалась с нашей стрелковою цепью: часть же которых, показавшихся на открытом месте, были преследуемы кабардинскою милицею и конно-закавказскими полками, переправленными на сей предмет на правый берег Ассы; другая часть нашей конницы преследовала бегущих до дер. Мартана, где имела перестрелку с засевшими в оной жителями. В сей перестрелке со стороны неприятеля убито 2 чел., а с нашей стороны легко ранен один всадник и одна лошадь. Деревня Большая Шельчиха разорена до основания.
15-го июня генерал Вельяминов выступил из дер. Шельчихи и занял без всякого сопротивления дер. Хайфир, или Худаберти, коей жители прислали с изъявлением покорности. На другой день прошел он мимо деревень Мужихой и Фаргив, жители коих также покорились, и приказал только разорить большую мятежную деревушку Цоале, близ которой остановился лагерем. Многие карабулакские деревни прислали равномерно просить о пощаде, соглашаясь внести возложенный на них штраф по 5-ти р.с. и платить ежегодной подати со двора по 1 р.с; но просили, по неимению у многих денег, вместо штрафа, внести по одной скотине, что им и дозволено. После дневки при разоренной деревне Цоале, генерал Вельяминов устроил там вагенбург, в котором, оставив 250 чел. Московского пехотного полка при 4-х орудиях конно-казачьей артиллерии 6-й роты и кавалерию, двинулся к галашевцам через хребты гор, покрытых лесом.
Неприятель, пользуясь теснотою дороги, на обрывистых спусках и подъемах сделал завалы, которых, впрочем, не защищал. Но когда наши войска подошли к последнему крутому спуску, то засевшие в лесу над поворотом дороги мятежники открыли довольно сильный ружейный огонь по авангарду, состоявшему из 2-х рот Бутырского пехотного полка, которые бросились в штыки и заставили неприятеля отделиться от дороги, после чего перестрелка с цепью нашею не прекращалась до выхода из леса на довольно обширную равнину, где лежит дер. Галашки. Расположившись лагерем, генерал Вельяминов отрядил 200 чел. бывшей с ним кавалерии для сожжения некоторых строений, лежащих на берегу Ассы. В сей день с нашей стороны убитых 2 и раненых 8 человек, потеря же неприятеля еще неизвестна, кроме 4-х убитых, с которых нашими стрелками снято оружие.
Донесение Розена Чернышеву о действиях отряда генерал-лейтенанта Вельяминова по покорению галгаевцев
Лагерь при сел. Гай. 21 июля 1832 г. № 21
Добавить комментарий