Свободен лишь тот, кто может позволить себе не лгать.

15.03.2010

ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЙ ПОХОД КАБАРДИНСКОГО КНЯЗЯ ТЕМРЮКА ИДАРОВИЧА В РАЙОН ЦЕНТРАЛЬНОГО КАВКАЗА В XVI В

В одном из номеров газеты «Ингушетия» Х.А. Акиев опубликовал статью «Этническая карта Северного Кавказа в середине XVI в. (К вопросу о поселениях ингушских племен в Дарьяльском ущелье)», в которой он подверг критике нашу точку зрения на поход кабардинцев в район Центрального Кавказа в XVI в. В последующем он опубликовал эту в сборнике «Точка зрения» (Назрань, 2006).

Тему кабардинских завоеваний в Ингушетии впервые обозначил Б.Д. Газиков. (Газиков Б.Д. Статьи по истории Ингушетии. Назрань, 2002). На основе анализа данных Никоновской летописи и ингушского фольклора, Б.Д. Газиков сделал вывод: «Мы считаем, что события 1562 г., когда кабардинские князья совместно с ногайскими мурзами и отрядом казаков во главе с Г. Плещеевым, совершили поход на Центральный Кавказ, разворачивались на ингушской территории и вызвали исход ингушей с равнины Гарма-аре (междуречье Терека и Камбилеевки, — Н.К.), Газалте (долина реки Гизель, — Н.К.) и долины реки Сунжа. Эти события запечатлены в памяти народа. Так, в легенде «Махкинан» говорится о предке гвилетцев Чербыже, в числе немногих жителей долины Сунжи, спасшихся от нашествия кабардинских князей, ногайских мурз и отряда казаков. Чербыж реальное историческое лицо. Спасшись от неприятеля в горах в с. Ольгетти и вырастив здесь взрослых детей, будучи уже стариком, Чербыж поселился в с. Гвилети и являлся старшиной этого села. Вот почему селение Гвилети в русских документах 1589 г. обозначено как Черебашев кабак (населенный пункт, — Н.К. )».
Данная позиция была повторена в учебном пособии «История ингушского народа» автора данной статьи.
Кабардинский историк С.Д. Шаова считает, что «кабардинское присутствие в равнинной части бассейна р. Сунжа к началу XVI века сложились не посредством захвата чьей-либо территории, а путем плавной постепенной миграции и освоения адыгами части опустевших земель». (Шаова С.Д. История кабардинцев бассейна р. Сунжа в XVI – середине XVIII в. и их взаимоотношения с вайнахами. Автореферат диссертации. Краснодар, 2003. С.20).
Не называя работ Б.Д. Газикова, Х.А. Акиев критикует наше учебное пособие: «Своеобразно излагает данные события автор учебника по истории ингушского народа Н. Кодзоев, который считает, что объединенные силы, состоявшие из кабардинцев, «ногайских мурз» и «1000 казаков», предприняли «завоевательный поход против ингушей, живших на равнине». «В результате этого объединенного кабардино-ногайского похода на равнине было разгромлено, судя по русским летописям, 164 населенных пункта», — пишет Н. Кодзоев. Автор учебника для 7-9 классов делает вывод, что в 1562 году ингуши «вновь ушли в горы», а «на их бывшей территории расселились кабардинцы». Во-первых, ногайские мурзы в походе царских войск на Северный Кавказ в 1563 году не участвовали. Во-вторых, дата похода – 1562 год, указана неверно. В-третьих, ингуши ушли в горы не в XVI, а в XIV в. после нашествия монголо-татар и среднеазиатского завоевателя Тимура на Кавказ». (Х.А. Акиев не аргументирует свои положения).
К слову сказать, прежде чем делать подобные заявления, Х.А. Акиеву необходимо было разобрать работы Б.Д. Газикова о походе кабардинцев на Центральный Кавказ, потому что в учебном пособии «История ингушского народа» была повторена точка зрения Б.Д. Газикова.
Т.о. Х.А. Акиев считает, что:
1) ингуши ушли в горы еще в XIII-XIV вв.;
2) поход, возглавленный Темрюком Идаровичем, в район Центрального Кавказа состоялся не в 1562 г., а в 1563 г.;
3) ногайцы в этом походе не участвовали;
4) поход был направлен не на плоскость, прилегающую к Дарьяльскому ущелью, а в само ущелье.
Если Х.А. Акиев обнаружил какие-то неточности в нашем пособии, то он мог бы их отметить в своей рецензии, которую он еще в 1997 г. написал на это пособие (кстати, положительную).
По Х.А. Акиеву непонятно: ингуши ушли в горы после нашествия монголо-татар в 1238-1239 гг. или после нашествия Тимура в 1395 г.? У него получается, что ингуши уходили в горы на протяжении более ста пятидесяти лет: «…после нашествия монголо-татар и среднеазиатского завоевателя Тимура на Кавказ».
Отметим, что ингуши уходили в горы каждый раз, когда на них нападали более сильные враги. Так было во времена гуннского нашествия в IV в., во время монгольского нашествия в 30-х гг. XIII в., во время похода Тимура в 1395 г. и после похода Темрюка Идаровича. Но после ухода врагов, они каждый раз возвращались на плоскость. Зачем же им почти триста лет после похода Тимура жить в тесноте в горах на каменистой почве, когда рядом находилась благодатная равнина? К тому же ни гунны, ни монголо-татары, ни войска Тимура не оставались на этой территории надолго. Имеется достаточное количество фольклорных данных, свидетельствующих о том, что в XVI в., до прихода кабардинцев, ингуши жили на плоскости.
Интересно предание, записанное в конце XIX в. собирателем фольклора Албастом Тутаевым о Бексултане Бораганове. По преданию, Бексултан Бораганов, проходивший со своими мюридами через территорию Назрани на восток, встретил на берегу реки Наьсар, у впадения её в Сунжу, большую группу ингушей. «Бексултану Бораганову понравилось место это, т.е. назрановское. И он спросил у ингушей: «Чьи это места?» Ингуши ответили: «Место это принадлежит нам» – и указали границей далёкое место. Указывали, что с этого места прямо идёт наша граница дальше того места, где вы видели галгаев и ещё дальше до границы грузинского царя». Ингуши, как они объяснили Бексултану, собрались здесь, чтобы не допустить переселения на эту землю кабардинцев. Ингуши заявили Бексултану, что это их «отцовская земля» и никому они её не уступят. (Тутаев А. Бексултан Бораганов // Институт рукописей им. К. Кекелидзе Академии наук Республики Грузия. Rossika, док. №379).
В песне-легенде «Махкинан», записанной В. Козьминым в конце XIX в. и опубликованной в газете «Кавказ» (1895, № 98), выходившей в Тифлисе, говорится:

«Когда это было – никто не упомнит…
Должно быть лет триста назад.
Народ наш в то время богатый,
Живучи в долине Доксольджи (Большая Сунжа),
Размножился быстро
До гор Ачалукских,
И жил бы доселе,
Если бы не дьявол,
Которому стало досадно,
Что людям привольно живется…»

Н. КОДЗОЕВ

(Продолжение следует)
Газета «Ингушетия», №113, 7 сентября 2006 года

Реклама

Добавить комментарий »

Комментариев нет.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: