Отец Сосламбека, небогатый крестьянин, мечтал дать сыну образование. Он вложил все свои сбережения в обучение мальчика во Владикавказском реальном училище. Но для продолжения учебы в вузе средств не хватило. Тогда Бекбузаров решил пойти вольноопределяющимся в армию. В те времена это давало возможность поступить в военное учебное заведение. Прослужив до 1885 г. в 20-й, а затем 12-й артиллерийских бригадах, он получил направление в Киевское пехотное училище. После его окончания подпрапорщик Бекбузаров начал службу в 45-м Днепровском пехотном полку. Из писем Сосламбека к своему дяде (такому же молодому офицеру) Янар-сану Бекбузарову чувствуется, что чуткому к чужой боли юноше непросто вжиться в атмосферу царской армии.
«Много у нас тупых и бессовестных людей, — пишет он. — Те жестокости, что творят они над этими несчастными существами — солдатами, не дают мне покоя, как ненормальный хожу среди них. Хоть умру, но обязательно поступлю в академию. Готовиться начал уже сейчас: изучаю французский, русский, немецкий языки, читаю работы философов Дарвина, Спенсера, Спинозы, Канта, Гегеля. Что может быть прекраснее познания самого себя».
Пожалуй, это было самое трудное для Бекбузарова время. Мизерного жалованья не хватало даже на более или менее сносное существование. Ютился в дешевом наемном жилье — маленькой комнатенке, где зимой не топилась печь и стоял холод. Вместо одеяла укрывался по-походному шинелью, вместо подушки клал под голову сложенный мундир. Ел один раз в день. Но он обладал гордым и независимым характером. Умел скрывать свои беды от сослуживцев. Несмотря на бытовые и прочие проблемы, Бекбузаров зарекомендовал себя одним из лучших офицеров полка. Никто не мог сравниться с ним в верховой езде, фехтовании и стрельбе. Он заметно выделялся интеллектом и благородством. За справедливость его уважали и солдаты. Словом, служба постепенно налаживалась. В 1887 г. он получил звание подпоручика, в 1892-м — поручика, в 1900-м — штабс-капитана. В 1906 г. Бекбузаров капитан, командир пулеметной роты.
На второй день 1-й мировой войны вместе со своим 48-м Одесским полком ушел на фронт. К тому времени он уже в чине подполковника. За мужество, проявленное в боях, Бекбузаров награжден орденом Св. Владимира 3-й степени и двумя Георгиевскими крестами. Вскоре он получил звание полковника и назначен командиром Кубанского казачьего полка, с которым участвует в осаде Перемышля (1915), а позже в знаменитом Брусиловском прорыве (1916). За участие в этой операции награжден Золотым Георгиевским оружием.
13 января 1917 г. Бекбузаров стал генерал-майором и начальником дивизии. В этой должности и застала его революция. Когда в армии началось брожение (солдаты изгоняли офицеров, издевались над ними и даже убивали), генерала Бекбузарова Совет солдатских депутатов в знак уважения наградил Георгиевским крестом в обрамлении лаврового венка с надписью «За личную храбрость». В обращении Совета к комдиву были такие слова: «Бекбузарову мы верим. Он аз горцев Кавказа, которых царизм так же унижал, как и нас». И избрал его начальником дивизиона…
Но в армии Бекбузаров не остался. Летом 1917 г. ушел в отставку, вернулся на Кавказ. Поселился с семьей во Владикавказе. В 1919-м, когда деникинцы после ожесточенных боев заняли равнинную Ингушетию, он согласился стать Правителем Ингушетии. Но когда каратели в наказание за помощь партизанам решили сжечь села Сурхахи, Экажево и Насыр-Корт, Бекбузаров решительно выступил против и был смещен с поста.
Вскоре победили большевики, и все бывшие офицеры, опасаясь репрессий, вынужденно покидали родину. Бекбузаров остался. «Чего мне бояться? — Думал он. — Совесть моя чиста, никаких бесчестных поступков я не совершал». Надеялся тихо дожить свой век. Но генералу царской армии, тем более правителю Ингушетии при белых Советская власть не могла и не хотела ничего прощать… Его долго никто не трогал. До 1928 г. Сосламбек Сосаркиевич жил во Владикавказе, затем поселился в родном Кескеме. В 1929 г. в соседнем кабардинском селении Курп вспыхнул антисоветский мятеж. Вот и нашелся повод для расправы над Бекбузаровым. Выдвинув ложное обвинение в связях с восставшими, его арестовали. В 1930 г. «тройка» коллегии ОГПУ приговорила отставного генерала к трем годам ссылки в Карелию…
Есть под Мурманском маленькая железнодорожная станция Май-губа. Здесь 23 мая 1930 г. конвоиры похоронили Сосламбека Бекбузарова, генерал-майора, кавалера многих боевых наград. Он скончался по дороге в ссылку от воспаления легких.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. Сосламбек Бекбузаров посмертно реабилитирован.
Был в его славной жизни один памятный яркий эпизод.
В сентябре 1887 г. Сосламбека произвели в поручики и перевели в 46-й пехотный Днепровский полк, где его сослуживцем оказался будущий всемирно известный писатель, а тогда юный подпоручик Александр Иванович Куприн. Ему не нравилась военная служба, она его тяготила. К служебным обязанностям он относился пренебрежительно, а к товарищам по полку свысока. Однажды в офицерском кругу Куприн бросил реплику: «Будь у меня сейчас пистолет, я бы застрелился». Эта выходка не понравилась Бекбузарову. Он тут же достал личное оружие и положил на стол со словами: «Если дело за пистолетом, то вот вам мой, стреляйтесь»- Куприн, разумеется, этого делать не стал, а на Бекбузарова затаил обиду. Между ними установились холодные и отчужденные отношения. И вот в 1905 г. из печати вышла повесть Куприна «Поединок», где в образе подпоручика Ромашова автор вывел самого себя, свои метания, свое отношение к военной службе. А в образе поручика Бек-Агамалова — Сосламбека Бекбузарова. Куприну не хватило беспристрастности показать этого героя таким, каким был его прототип: мужественным, честным и справедливым, далеким от фанфаронства, беззаветно преданным делу, которому посвятил жизнь. Куприн рисует Бек-Агамалова дерзким, жестоким, с какими-то дикими выходками горца. Приписывает ему самые отталкивающие черты: фыркающее, как у лошади, дыхание, страшные белки и остроблестящие зрачки, белые, скрипящие движущиеся челюсти, искаженное безумием лицо, рев взбесившегося зверя, а в выкатившихся глазах страшно сверкают обнажившиеся круглые белки… За мужественный и честный поступок Бекбузарова писатель отомстил, что было недостойно знаменитости. Но у всех великих людей есть свои слабости…
Прочитав повесть, Бекбузаров увидел шарж на себя и несколько раз ездил в Москву и Петербург, чтобы вызвать Куприна на дуэль, К счастью для обоих, они так и не встретились. Но это уже другая история.
Муса Гешаев
К сожалению, очень немногие из нас знакомы с нашим действительно богатым и достойным, по меньшей мере, уважения наследием.Яркие личности, героические судьбы,талантливые историки, писатели,художники, которые по праву могут называться достоянием не только одного ингушского народа, но и государства Российского.Считаю,что для нынешнего подрастающего поколения необходима широкая популяризация нашего исторического прошлого. Молодежь должна гордиться нашими знаменитыми предками и стремиться быть похожими на них. В рамках учебной программы можно выделить специальные часы для того,чтобы наши дети могли совершить небольшой экскурс в историческое наследие.
комментарий от Рима — 15.03.2011 @ 16:08 |