
В 1965 году Т.С. Шишханов, к тому времени уже начальник цеха Ново-Тульского металлургического завода, принимал участие в Международной конференции по порошковой металлургии, которая проводилась в Нью-Йорке Металлургическим обществом Американского института горных, металлургических и нефтяных инженеров, Федерацией промышленности порошковой металлургии США, Американским институтом порошковой металлургии.»
Десять лет назад, в 2005 году, лауреат Ленинской премии Тамерлан Сосланбекович Шишханов посмертно был удостоен высшей награды РИ — ордена «За заслуги». Этой награды он удостоился как первый и единственный ингуш, ставший лауреатом Ленинской премии.
Истоки
Тернистым был путь ингушского юноши Тамерлана Сосланбековича Шишханова к Олимпу. Родился он 8 марта 1937 года в г.Орджоникидзе. Едва Тамерлану исполнилось три года, как он потерял мать.
В шестилетнем возрасте Тамерлан 23 февраля 1944 года вместе с большой семьей (на попечении его отца находилось трое детей умершего брата, овдовевшая сестра, 103-летний отец, который, кстати, прожил 113 лет) проделал долгий путь спецпереселенца. Вся многочисленная семья Шишхановых без людских потерь, благополучно добралась до Северного Казахстана. Поселили их в селе Арык-Балык Акмолинской области.
В 1947 году Сосланбеку Шишханову удалось перевести свою семью в Алма-Ату. Надо было поднимать большую родню, поэтому Сосланбек после смерти супруги в течение десяти лет не женился. В 1950 году его непростую судьбу разделила Тамара (Насыпхан) Халухаева. Кроткая, добрая Тамара стала надежным тылом мужу, сыграла важную роль и в судьбе Тамерлана, создав одаренному мальчику все условия для учебы. Когда родственники матери интересовались у Тамерлана, как ему живется, как к нему относится Тамара, он отвечал, что она ему как сестра. Разница в возрасте у них была небольшой. Сегодня Тамара бережно хранит документы и фотоматериалы Тамерлана.
Тамерлан удивлял окружающих не только глубокими знаниями, но и недетской принципиальностью и целеустремленностью. Несмотря на блестящие знания, при окончании школы он получает только серебряную медаль.
Казалось бы, все дороги были открыты для талантливого юноши, но ему, как и при получении медали, начинают создавать препоны, так как в стране действовал негласный указ: не брать спецпереселенцев в вузы. И только после вмешательства дяди Тамары, участника Великой Отечественной войны, подполковника Бекхана Алибековича Халухаева, Тамерлан смог сдать документы в институт.
Есть еще одна примечательная деталь: младшие братья и сестры Тамерлана – Рая, Амина, Лилия, Магомед и Заудин – каждый из них окончил школу с медалью. Они очень гордились Тамерланом и не хотели отставать от него, поэтому все учились на одни пятерки.
В 1962 году отец Тамерлана Сосланбек Гайсултанович решил вернуться из Казахстана на родину. Поселиться в родном Орджоникидзе он не мог, а детям надо было давать образование, и отец семейства выбирает Грозный. Школьного возраста были три старшие девочки — Раиса, Лилия и Амина. В СШ № 20, куда Сосланбек определил детей, Шишхановы были отличниками, а Раиса вообще единственной медалисткой в классе. У нее золотая медаль. С отличием окончила она Бакинский медицинский институт и 19 лет проработала главным аллергологом ЧИАССР. Сейчас она живет и работает в Москве.
С серебряными медалями оканчивают школу (СШ № 20 г. Грозного) Амина и Магомед.
Амина стала окулистом, Магомед — инженером. После окончания Нефтяного института он много лет работал на Грозненском заводе «Красный молот». В 1992 году был назначен директором инструментального производства, но события в Грозном прервали его карьеру.
С золотой медалью оканчивает одну из сильнейших школ Грозного (№ 41) Лилия, затем с отличием — Северо-Осетинский медицинский институт. Лилия Сосланбековна работает заместителем главного врача эндокринологического диспансера РИ, считается одним из лучших врачей-эндокринологов, она заслуженный врач РИ.
Младший в семье Зяудин (имя ему дал Тамерлан) тоже оканчивает СШ № 20 г. Грозного с золотой медалью, а потом с отличием — стоматологическое отделение Махачкалинского медицинского института.
Ученый-технолог
В 1959 году Тамерлан с отличием оканчивает Алма-Атинский горно-металлургический институт и по приглашению едет на Ново-Тульский металлургический завод. Там на способного юношу обратили внимание еще в период его производственной практики, которую Тамерлан, будучи студентом, проходил на заводе. Его трудовая деятельность начинается с помощника мастера, потом — мастер, старший мастер, главный специалист. Вскоре он становится начальником цеха, заведует лабораторией. Тамерлан увлекается наукой, и в 32 года успешно защищает кандидатскую диссертацию, ему присваивают ученую степень кандидата технических наук. Когда на Ново-Тульском металлургическом заводе создается научно-производственное объединение «Тулачермет», Тамерлана назначают заместителем генерального директора по науке. И через два с половиной года (20 апреля 1976 года) группе ученых НПО, среди которых был и Тамерлан Сосланбекович Шишханов, постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР присуждается Ленинская премия за создание промышленного комплекса переработки ванадиевых шлаков. Эту весть с огромной радостью восприняли все жители Чечено-Ингушетии, а Идрис Базоркин подарил Тамерлану свой роман «Из тьмы веков» с дарственной надписью: «Твоим умом, твоими усилиями ингушский народ шагнул в большую науку».
Об этом открытии и, в частности, о Тамерлане Шишханове писали многие центральные газеты и журналы. Приведем некоторые выдержки: «За общим признанием, высокой оценкой достижения всего коллектива объединения стояла огромная работа предприятия, которым пройден был нелегкий путь поиска. И среди тех, кто прошел его с самого начала, выдержав трудные испытания, был заместитель генерального директора НПО «Тулачермет» по науке, кандидат технических наук, лауреат Ленинской премии Тамерлан Сосланбекович Шишханов. «Ученый-технолог», — так говорят о нем в объединении. И это самая точная и высокая характеристика ученого нового типа, без которого невозможно теперь представить дальнейшее развитие плодотворного сотрудничества науки и производства». (Т.А.Щербакова, корреспондент газеты «Молодой коммунар. В книге «Ленин в нашей жизни», Тула, 1980, с. 202-203»). В.Швецов в книге «В числе правофланговых», изданной в 1977 году в Москве, так пишет о Тамерлане Шишханове: «Значительный вклад в разработку новых технологических процессов получения легированных порошков и сплавов, в создание принципиально новой схемы производства феррованадия внес лауреат Ленинской премии, кандидат технических наук, главный специалист «Тулачермет» Тамерлан Сосланбекович Шишханов. … Т.С.Шишханов, главный специалист по ванадию, для которого все сутки строительства не имели границы ночи и дня, по-восточному красиво и мудро вывел афористичную формулу первого большого успеха коллектива: «Трудовой энтузиазм рабочих, легированный научной мыслью, — поистине прекрасный сплав».
Писал о Тамерлане и журнал «Огонек»: «Здание вычислительного центра, который подчиняется Тамерлану Сосланбековичу Шишханову, окрестили тамерлановым дворцом. И уже само собой напрашивается, что порошки, которым он отдал половину своей жизни, — тамерланово царство. Шишханов может говорить о них часами, расхаживая вдоль длинного стола, высокий, прямой, со скрещенными на груди руками. «Шишханов у нас идеолог по порошковым делам», — говорят про него. Со свойственным южанам темпераментом (по национальности Тамерлан Сосланбекович — ингуш, и родился он в городе Орджоникидзе), отстаивает его интересы во всех инстанциях, где только можно. У нас на родине и за границей, читая лекции в крупнейших университетах. (Тамерлан самостоятельно выучил английский язык — примеч. ред.). Он бывает ершист, несговорчив до нетерпимости. Указывает строителям, которые, как правило, опаздывают, на их промахи, и это не очень нравится им». Тульские металлурги впервые в мире разработали эффективную и не загрязняющую атмосферу технологию извлечения редкого металла — ванадия из шлаков. Производство ванадия в мире сдерживалось, так как это был дорогостоящий и вредный для водной и воздушной среды процесс. Тульским ученым и практикам удалось найти неординарный способ производства особой стали, легированной ванадием.
Новая технология обеспечивала не только высокую степень извлечения ванадия, но и исключала сопряженные с этим производством вредные выбросы в окружающую среду.
Пройдя в довольно короткие сроки (за четыре с небольшим года) нелегкий путь от лабораторных исследований до промышленной плавки, тульским металлургам удалось освоить технологию производства крайне необходимой стране продукции. Это был поистине творческий и трудовой подвиг коллектива: пуск тульского производства феррованадия приравнивался, по расчетам ученых, к вводу в эксплуатацию металлургического комплекса (рудник-завод) годовой мощностью не менее миллиона тонн проката.
Машины, сделанные из такой высококачественной стали, выдерживают самые низкие температуры Крайнего Севера. Еще одним важным свойством обладает этот металл – стоит добавить в сталь доли процента этого чудо-порошка, как долговечность железнодорожных рельсов увеличивается в полтора-два раза.
Созданная в 1975 году горизонтальная машина непрерывного литья стальных заготовок демонстрировалась на весенней Лейпцигской ярмарке, на международной выставке в Мельбурне и в обоих случаях получила высокую оценку специалистов, которые отмечали, что у этого процесса имеется хорошая перспектива признания в современной сталелитейной промышленности.
Машиной заинтересовались многие крупные и известные зарубежные фирмы: швейцарская «Конкаст», японские «Айтяй» и «Кавасаки», новозеландская «Флетчер», канадская «Стелко» и другие.
В Тулу специально посмотреть на эту машину приезжали генеральный директор фирмы «Флетчер» господин Флетчер и бывший министр внешней торговли Новой Зеландии господин Волдинг, директор фирмы «Айтяй» господин Якоме, сопровождающие его советники и эксперты, делегации чехословацких и корейских специалистов.
Работы по патентованию изобретения горизонтальной машины были проведены в Англии, Франции, ФРГ, Италии, Австрии, ГДР, ЧССР, Швейцарии, США, Японии и Новой Зеландии. Представитель японской фирмы «Кавасаки» М. Икэда писал «Лицензинторгу»: «У вас в стране разработана и освоена новая, делающая эпоху техника в виде метода горизонтальной непрерывной разливки стали. Мы высоко оцениваем ваши блестящие достижения в этой области… Какая плата за лицензию и ноу-хау (секреты производства)?» Предложение о сотрудничестве поступило от швейцарской фирмы «Конкаст», которая в течение нескольких лет пристально следила за разработками в области горизонтальной разливки.
В 1976 году были закончены разработки по созданию материалов для защитных покрытий, в научно-производственном объединении отработана технология получения этих материалов. И в этом была огромная заслуга Т. С. Шишханова, который немало потрудился над созданием опытно-технологического производства по нанесению защитных покрытий на поверхности различных деталей и металлоконструкций, что позволило связать металлургическую промышленность и машиностроение. Опыт переняли пятнадцать предприятий страны. Стали создаваться региональные центры по нанесению покрытий.
Данное открытие и его внедрение позволили значительно увеличить сроки службы строительных конструкций, повысить ресурс работы деталей в узлах трения, особенно в автомобильном, транспортном, сельскохозяйственном машиностроении, текстильной промышленности. Благодаря таким покрытиям в 2-3 раза была увеличена долговечность работы почти всех видов машин и механизмов, выпускаемых в Советском Союзе.
Так Тамерлан Шишханов вместе с коллективом научно-производственного объединения практически решил вопросы, связанные с осуществлением коренных качественных изменений в металлургии, борьбой с коррозией и повышением прочности металлоизделий. Известно, что потери в народном хозяйстве от коррозии и износа конструкций машин и механизмов бывают огромны. Только из-за коррозии теряется безвозвратно много миллионов тонн стали.
Потенциал этого сплава еще более раскрылся после пуска комплекса в эксплуатацию. Через год комплекс был выведен на проектную мощность и ритмичный выпуск продукции. Стали укрепляться творческие связи объединения с научными организациями социалистических стран. Например, в рамках СЭВ ученые института начали проводить совместные исследования по вакуумной обработке металлов на заводе «Зеница» в Югославии.
Делились опытом тульские металлурги и с капиталистическими странами. На выставке Всесоюзного объединения «Лицензинторг» в Оттаве (Канада) Т. С. Шишханов выступал с лекциями перед канадскими и американскими металлургами по технологии производства феррованадия.
В 1965 году Т.С. Шишханов, к тому времени уже начальник цеха Ново-Тульского металлургического завода, принимал участие в Международной конференции по порошковой металлургии, которая проводилась в Нью-Йорке Металлургическим обществом Американского института горных, металлургических и нефтяных инженеров, Федерацией промышленности порошковой металлургии США, Американским институтом порошковой металлургии.
Докторская диссертация Тамерлана была посвящена экономии металла. Она должна была стать итогом его многолетней работы по нанесению защитных покрытий на поверхность металлических деталей и конструкций. Но защитить докторскую диссертацию он не успел. Жизнь Тамерлана Шишханова оборвалась рано, он умер 1 мая 1983 года, в возрасте 46 лет.
Дала къахетам болба цох.
М. Ялхароева.
Газета «Сердало», 07.07.2015
Добавить комментарий