Свободен лишь тот, кто может позволить себе не лгать.

08.12.2020

Полуподземный склеп у сел. Верхний Лейми (Горная Ингушетия) // Средневековые погребальные памятники Чечено-Ингушетии. Грозный, 1985 г.

На юго-восточной окраине башенного поселка Верхний Лейми в горной Ассинской котловине (Назрановский р-н ЧИАССР) расположен склеповый мигильник из пяти полуподземных и двух надземных каменных усыпальниц. В 1937 году он был впервые обнаружен и подвергнут стационарному археологическому изучению Л. П. Семеновым, которым, в частности, здесь расчищен полуподземиый склеп № 2. Но материалы раскопок так и не были опубликованы. К настоящему времени этот склеп полуразрушен, а обнаруженные в нем находки почти все (за исключением фрагмента сабли) утеряны. Поэтому ниже приводим краткое описание склепа и найденных здесь предметов, содержащееся в полевом отчете Л. П. Семенова за 1937 год.

К отчету Л. П. Семенова приложены и несколько (правда, любительских) фотоснимков зафиксированных здесь разнообразных находок.В результате расчистки камеры склепа № 2 Л. П. Семеновым были найдены:
1) фрагмент сабли с перекрестьем (рис. 1, 2). Он состоит из части слабоизогнутого клинка, черена рукояти, а также железного перекрестья. Общая длина сохранившейся части находки 32 см. Железный коррозированный клинок сабли однолезвийиый, с железной оковкой с двух сторон, без дола. Ширина клинка у перекрестья 3,2 см, толщина спинки 0,7 см. Крестовина с перекрестьем, напускная, поврежденная. Горизонтальные части крестовины сильно опущены в сторону клинка и имеют на концах ромбовидные отростки. Размеры крестовины 8,8 х 3,0 см. Железная часть черепа рукояти цельнокована с клинком, изогнута в сторону его лезвия. На клинке и черепе рукояти фиксируются следы от несохранившихся деревянных ножен и обкладки;
2) крупные железные черешковые наконечники стрел — 4 экз. Два из них — двурогие (длиной 16,5 и 20,5 см), третий — подромбический, с выпуклыми ударными и вогнутыми нижними гранями (длиной 14,5 см), а четвертый — ромбовидный, без сохранившегося черешка. Все наконечники плоские;
      3) железный шестопер с круглым углублением для рукояти (рис. 1,4). Его ширина 7 см, высота 4,5 см. Перья имеют округлую форму. Рукоять отломана, но часть ее сохранилась в отверстии;
      4) железная пряжка с кольцом (общая длина 6 см);
      5) большие и малые куски кольчуги из массивных колец — 8 экз.;
      6) железный подковообразный предмет с двумя петлями на концах (длина 8 см);
      7) фрагмент железного четырехгранного наконечника копья (длина 22 см);
      8) фрагменты железных налокотников — 9 экз.;
      9) фрагмент железного шлема;
      10) красноглиняные гончарные кувшины с ручкой — 2 экз. У обоих ниже ручки — волнообразный орнамент, а края горла расширяются. По самому краю горла и немного ниже у обоих сосудов отмечен точеный орнамент. Верхняя часть ручки сливается с краем горла сосуда. Высота их 15,5 см;
      11) железные черешковые одиолезвийные ножи без сохранившейся рукояти — 5 экз. Их длина 11—18,2 см. Все они однотипные;
      12) каменный плоский оселок (длиной 7,8 см);
      13) пастовая привеска грушевидной формы и зеленого цвета;
      14) бронзовая серьга в виде кольца с двумя гнездами для стеклянных глазков (одно гнездо пустое) и коротким стержнем, обвитым проволокой, к которому прикреплено гнездо с зеленым стеклом, а под ним — две привески с маленькими шариками на тонком стержне.
 Найденные предметы Л. П. Семеновым датированы XIV в.
В августе 1982 года во время проведения полевых изыскании в данном районе пастухи сообщили, что в результате разрушения одной из стен полуподземного склепа могильника Верхний Лейми, в ней появилась ниша с вещевым материалом.В данной нише были обнаружены только сильно поврежденные разнообразные виды вооружения воина.
В основании ниши-тайника находилась кольчуга, сложенная предварительно вдвое по ширине. Она сильно коррозирована и распалась на 52 больших и малых куска (рис. 2, 26). Очевидно, ее покрой представлял вид рубашки с рукавами ниже локтя и разрезным воротом. Кольчатое плетение одинарное. Кольца железные, средней величины, круглые по форме и округлые в поперечном сечении. Вдоль южной стенки ниши лежали две однотипные железные пряжки с «язычком» (рис. 2, 29-30), железное кольцо (рис. 2, 28), черешковый однолезвийный боевой нож (рис. 2, 31) и сабли (рис. 1,1). Общая длина боевого ножа 30,7 см, длина клинка 23,4 см, толщина клинка 0,5 см. На его черепе и клинке фиксируются следы от несохранившихся деревянных ножен и обкладки рукояти. Общая длина сабли 88 см, длина клинка 78,5 см, его ширина у перекрестья 3,9 см, толщина спинки 0,7 см. Вес сабли 805 г.
Вдоль же северной стенки ниши-тайника зафиксированы два фрагмента от большой вогнутой пластины железного налокотника (рис. 1,3). На меньшем из них расположена поврежденная пряжка. Здесь также были найдены 13 фрагментов железного шлема. Судя по ним, шлем был цельнокованый, сфероконической формы, с железным кольцом на навершии и небольшим выступом на венце (рис. 1, 5).
На кольчуге обнаружено 25 железных черешковых наконечников стрел, которые, судя по остаткам истлевшей кожи, располагались внутри черного кожаного колчана. Двенадцать из наконечников плоские, а остальные — граненые (рис. 2, 1—25). Плоские подразделяют на следующие типы: 1) в виде лопаточки с прямо­угольным острием (рис. 2, 2); 2) двурогие — 3 экз. (рис. 2, 12—14); 3) килевидные — 3 экз. (рис. 2, 6, 7, 9); 4.) ножевидный (рис. 2, 8); 5) ромбовидный (рис. 2, 4); 6) ромбовидный крупный (рис. 2. 3); 7) подромбическнй с выпуклыми ударными и вогнутыми нижними гранями (рис. 2, 1); 8) подромбический с вогнутыми ударными к нижними гранями (рис. 2, 5).
Граненые наконечники: 1) конусовидный (рис. 2, 15); 2) копьевидные ромбические в сечении и с круглой шейкой — 7 экз. (рис. 2, 19—25); 3) весловидные с четырехгранной головкой н длинной, прямоугольной в сечении, шейкой — 2 экз. (рис. 2, 10, 11); 4) шиловидные квадратного и ромбического сечения — 3 экз. (рис. 2, 16—18).
 На колчан был положен, очевидно, сложный лук, от которого сохранился лишь большой цельный деревянный фрагмент одного из концов с вырезом для тетивы (рис. 2, 27). От плеча лука осталась лишь незначительная часть. На спинке и с внутренней стороны фрагмента отмечены многочисленные продольно расположенные бороздки для крепления сухожилий и роговой накладки. Общая длина его (по дуге изгиба) — 42,4 см, а расстояние между сохранившимися концами 35,2 см.
Как по конструктивным деталям, так и по наличию погребального инвентаря, данный полуподземный склеп № 2 представляет большой интерес. Безусловно, обнаруженная потайная ниша была сделана непосредственно в процессе строительства самой склеповой усыпальницы. Очевидно, при первом же захоронении в этом склепе знатного воина в нишу сложили основные предметы его дорогого вооружения, совершив предварительно явно прослеживаемый обряд порчи оружия. Затем отверстие ниши было наглухо замуровано специально подобранным камнем, а последний был покрыт известково-глинистым раствором. Так что при визуальном осмотре стены потайную нишу практически невозможно было обнаружить. Нам встречались в некоторых разнотипных склеповых постройках Шуанского, Биштского, Эгикальского и Пялингского могильников, а также культовых сооружениях ниши-тайники, уже подвергшиеся разграблению. К сожалению, исследователи погребальных строений края не подвергали тщательному обследованию стены расчищаемых склеповых усыпальниц с целью выявления в них тайников. Поэтому в научной литературе даже нет упоминания об их существовании вообще.
Обнаруженные в потайной нише разнообразные предметы вооружения позволяют воссоздать экипировку представителя феодализирующейся прослойки ингушского общества второй половины XIII в. — периода напряженной внешней угрозы со стороны пришлых монголо-татарских орд. И, видимо, не случайно, наряду с богатым комплектом вооружения в колчане представлены большей частью узкие граненые, т. н. «бронебойные» наконечники стрел, специально предназначенные и приспособленные для пробивания железных шлемов, щитов, пластинчатых доспехов монголо-татарских воинов. По всей вероятности, наконечник стрелы в виде лопаточки с прямоугольным острием, налокотник, сфероконический шлем, а также сабля с елманью попали к ингушскому воину в результате соприкосновения с монголо-татарскими войсками. По крайней мере, до середины XIII века на территории Чечено-Ингушетии предметы аналогичного типа не фиксируются. Большинство из найденных в нише наконечников, а также боевой нож с боковыми выступами у черепа на территории края позднее XV в. практически отсутствуют. Фрагмент обнаруженного сложного лука идентичен найденным экземплярам середины XIII— XV в. на Шуанском могильнике. Кольчатый же доспех бытовал у ингушей на протяжении всего средневековья. Таковы некоторые итоги анализа весьма интересного, впервые описанного полуподземного склепа середины ХШ—XIV в. с потайной нишей из горной Ингушетии.

Реклама

Добавить комментарий »

Комментариев нет.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: