В местечке под названием Бугжарти (Буг1аж-юрт) у подножия скал, недалеко от селения Ангушт, когда-то располагался хутор, которого уже нет на карте. Впрочем, нет и других сёл: селения Барт-бос, известного нам по историческим событиям, нет хуторов Ёрхичи, верхний Эк1а-бос, нижний Эк1а-бос, Эрш.
Хутор Бугжарти лежал в гористой местности, рядом был хутором Ёрхичи-юрт, Верхний и Нижний Эк1а-бос лежали выше. Видимо, это были места, по которым шла миграция с гор и в горы в разные исторические периоды.
По сведениям стариков, Бугжарти было заселено с древности. Здесь люди нередко находили элементы домашнего быта — изделия из железа и камня, обломки керамической посуды, уже истлевшие изделия из дерева.
«Помню место под названием «место, куда бросают веточки». Говорят, в давние времена люди, проходящие мимо этого места, бросали ветки со словами: «Пусть каждому по делам воздастся». Так вырастала огромная груда веток», -вспоминает Адл- Хамид Барахоев рассказы старших.
Здесь можно увидеть следы давно забытых времён. В конце Х1Х века люди вновь вернулись в это село,но уже не с гор,а из с. Ангушт, которое пришлось покинуть в Х1Х веке, когда шло создание линии казачьих станиц. Так и жили: в Ангуште — казаки, в предгорной и горной части – ингуши. Трудно жилось в горах, был ограничен выезд на плоскость. Подручным способом обустраивали быт. Строили дома из плетёных веток, которые смазывали глиной. Не было пахотных земель. Где-то приходилось арендовать участки земель, но и этим похвастаться мог не каждый. Не было в этих малых хуторах мельниц и потому пользовались мельницами родственников из с. Барт-Бос.
Правда, были кругом чистые родники, плодовые деревья, которые сами сажали. Люди в с. Бугжарти жили тем, что давало животноводство, садоводство, пчеловодство. Мужчины изготавливали предметы быта из дерева, женщины были рукодельницами и готовили изделия из шерсти. Дружное было село. Почитали старших, собирались друг у друга на традиционное угощение, помогали друг другу по хозяйству.
С благодарностью вспоминают старожилы врача Марусю, которая в 40-х годах прошлого века верхом на лошади приезжала из Джейраха к больным и лечила их. Лекаря и врача Марусю до сих пор помнят в горной Ингушетии.
Село Бугжарти относилось к администрации Хамхинского общества, позже в 30-х годах 20 века — к Галашкинскому району. Оно зафиксировано в Архивном вестнике No V за 2009 год (стр.96). (Селения из фамилии Кокали, находящиеся по правую сторону реки Ассы: Гарети, Байрах, Таргим, Хайрах, Измаил- Ценг и Баликой, имеющие в общем владении выгон лес обозначенные на карте под No41, Хуторские земли, принадлежащие к фамилии Кокалинцев: Ерщ, Верхне-Цеште- Комуте, Нижне-Цеште-Комуте, Бугужур, В[ерхний] Акибос и хутор без названия, обозначенные на карте под No 42. Хутор Бердильчи, и урочище Геей-Лоам, находящиеся во владении фамилии Кокалинцев, по правую сторону реки Ассы, имеют общие пастбища, обозначенные на карте под No43)
В 40-х гг. ХХ века в селе жили Исмаиловы (Хамхой) Мудар, Керим; Барахоевы Хасан Жончожович, Асхаб Галхаевич, Бейсар Ахтмиевич, Балаев Иса, Арапиев Лорс Атбиевич и др. В годы войны еще несколько семей переселились сюда, чтобы переждать войну. Сегодня от этого селения остались лишь развалины.
После возвращения из депортации (1957 год) люди так и не вернулись жить в Бугжарти. В 70-80-х гг. прошлого века из разных сёл Пригородного района ингуши отгоняли туда коров, овец, лошадей. Для себя строили на летнее время землянки.
В Бугжарти сегодня нет людских голосов. Место поселения заросло высокой травой, вокруг – холмы и родники. И только па- мять, ряд артефактов и страницы книг напоминают нам о прошлом этого хутора.
Зейнеп Дзарахова
Газета «Ингушетия» от 28.08.2014 № 128-131
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Добавить комментарий