Ингушетия: Исторические Параллели

22.11.2009

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. БРОКГАУЗ-ЕФРОН. Т XIII. СПб., 1894

Ингуши — народность чеченского племени, населяющая центральную и южную части Сунженского отдела (бывший Ингушевский округ) Терской области и получившая свое название от большого, теперь уже несуществующего аула Ангушт или Ингушт, в Тарской долине; сами себя ингуши называют ламур. Ингуши распадаются на джераховцев, кистин (кисты), гал(а)гаевцев, назрановцев и гaлaшевцев, по названию аулов, долин, гор или рек, на которых они обитают; перенесение сельских правлений из одного аула в другой иногда влекло за собою и перемену названия обшества. Так, кистинское общество в настоящее время называется мецхалъским, а галгаевское поделилось на два — цоринское и хамхинское. Каждое из этих обществ ведет, по народным преданиям, свое происхождение от общего родоначальника, но группы назрановцев и галашевцев образованы искусственно путем переселения ингушей из гор на плоскость. Начало таких переселений относится к 1817 г., когда Ермолов заложил на р. Сунже редут Назрань, к которому он, чтобы обеспечить Владикавказ от нападения чеченцев, выселил ингушей, в то время к нам дружественных. И позднeе ингуши в общем оставались верны русским. В 1830 г. большая часть ингушей снова была выселена из гор на плоскость в окрестности Назрани, и с тех пор подобные переселения, вольные и невольные, продолжались до наших дней, так что в горах ныне осталось менее 1/3 общего числа ингушей.
Все население ингушей, в количеств 7978 семейств и 39392 душ обоего пола, живет в 146 населенных местах, причем на долю горных ингушей приходится 101 населенное место с 962 семействами (6374 душ). Горные аулы очень невелики: в среднем, 9,5 семейств с 63.1 душ. Живут горные ингуши обыкновенно по несколько семей в одном жилище, но каждая семья имеет особое помещение, отделенное от помещений остальных семей толстыми каменными (сложенными, как и вся постройка, без цемента) стенами. На плоскости селения ингушей устраивались, по указаниям русского правительства, в крупные аулы, в среднем 343,7 двора, с 1615,9 душ. Плоскостные аулы тянутся вдоль рек и ручьев на расстоянии иногда более 1-2 верст; сакля от сакли стоят далеко и у каждой из них просторный двор, огороженный крепким высоким тыном, за которым, виднеются фруктовые сады и огороды.
Главные занятия ингушей — земледелие и скотоводство. Земли у горных ингушей на душу мужского пола приходится 1,8 десятин, но большей частью это голые скалы и осыпи, и только самая незначительная часть, приблизительно около 12%, т.е. в среднем около 0,2 десятин на душу мужского пола, эксплуатируется под распашку, что обеспечивает хлебом на 2 — 6 месяцев. И из этих 0,2 десятин не малая часть создана искусственно, представляя собою наносный слой, для образования которого плодородная земля перенесена на голые скалы из глубоких долин и ущелий, и который необходимо ежегодно поддерживать. Более обеспечены землею плоскостные ингуши, причем у галашевских ингушей (которые почти все сидят на арендной земле) на душу мужского пола приходится 4,0 десятин, а у назрановских — 4,3.
Плоскостные ингуши владеют землею на началах общинных, причем земля делится на паи соответственно числу дымов (XI, 302) в каждом селении; передел земли производится обыкновенно каждые 3-6 лет, но в некоторых селениях пахотная земля делится ежегодно. У горных ингушей в общественной собственности состоят леса и выгоны, но сенокосы и пашни находятся в частном подворном владении. Незначительные сами по себе, сенокосные и пахотные участки, при разделе между сонаследниками, раздробляются на такие ничтожные по размерам клочки, что теряют всякое сельскохозяйственное значение, в следствии чего охотно продаются своими владельцами. Благодаря этому среди горных ингушей с одной стороны явился класс безземельных, а с другой создался класс более или менее крупных землевладельцев, имеющих большое влияние на своих односельчан.
Скотоводство, и преимущественно коневодство, довольно развито — на каждый двор приходится ло¬шадей немного более 1, крупного рогатого скота (который служит и рабочей силой) 4,6 и мелкого 9 голов, безлошадных дворов насчитывается 913, а не имеющих рогатого скота 373.
Так как ингуши пашут особым туземным плугом, для которого требуется до 5 пар волов, то недостаток рабочего скота вызвал обычай «супряжки», состоящей в том, что пахотная земля известной части селения не делится на паи, а распахивается общими силами ее владельцев. Обычай этот встречается, впрочем, только в гористых местностях, где распашка земли сопряжена с большими трудностями.
Подымной подати, особого сбора взамен отбывания воинской повинности, земских и мирских сборов на каждый дым горных ингушей в среднем приходится всего 3 руб. 55 коп, а на каждый дым плоскостных ингушей — 9 руб. 12 коп.; максимум же у первых 6 руб. 16 коп., у вторых — 12 руб. 22 коп. Но если платежи перело¬жить на количество надельной земли, то окажется, что горные ингуши платят с десятины удобной земли 1 руб. 50 коп., а плоскостные всего лишь 80 коп. Кроме того, ингуши отдают десятую долю урожая кукурузы, из которой 1/3, (а равно особый сбор в 25 коп. с каждого двора) идет на содержание мулл при 35 мечетях, а 2/3 раздаются бедным.
По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу черный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты. Одежда состоит из суконной черкески, черной, серой или коричневой, ситцевого бешмета, суконных шаровар, суживающихся к низу, чувяк из сыромятной кожи на ногах и барашковой шапки на голове; в горах предпочитают чувякам крепкие башмаки с толстой подошвой. В пище ингуши очень умеренны: кусочек сыра и чашка кислого молока зимою, арбуз и головка лука летом с кусочком ячменной или кукурузной лепешки вполне удовлетворяют ингушей.
Воровство скота и грабеж проезжих по дорогам составляет племенную профессию ингушей вследствие чего к ним-то, главным образом и применяются особые правила установленные для Терской области в 1879 г., в силу которых туземные селения, к которым приведет след украденного из русских селений скота или другого имущества обязаны удовлетворить потерпевшего в тех случаях, когда преступник ускользает от правосудия. Ежегодно сельские общества ингушей за доведенные до их селений следы украденного скота платят от 4500 до 5000 руб.
В своем общественном строе и обычаях ингуши не отличаются от других чеченцев. Нормы их обычного права в последнее время подверглись изменениям, проведенным на особых сходах, собиравшихся в местечке Назрань в 1879, 1887 и 1890 г. из депутатов всех селений ингушей. Депутаты эти регламентировали свадебные обычаи, с целью сделать брак более доступным и, таким образом, ограничить тайный увоз девиц, предпринимаемый в видах уклонения от платежа калыма и порождающий кровавые столкновения, а затем определили известные наказания за убийство, поранения и другие проявления кровной мести, которая санкционировалась обычаем.
Ингуши большею частью мусульмане-сунниты, но встречаются среди них и христиане, и совер¬шенные язычники. Мусульманство водворилось у них не ранее половины прошлого столетия в древности же ингуши были христианами, о чем свидетельствуют многие часовни и остатки старинных церквей, которые пользуются у ингушей большим уважением и в которых они совершают жертвоприношения, справляют различные празднества, представляющие собою смес христианских преданий и языческих воззрений. Особым почитанием пользуются у ингушей человеческие скелеты, находящиеся в каменной будочке близ местечка Назрань. По преданию, скелеты эти принадлежать народу нарт, некогда жившему около Назрани и оставались нетленными в течении 200 лет, но с приходом русских стали портиться.
В последнее время среди ингушей появились две секты, последователи которых у ингушей несектантов известны под именем тубаш-лец-нах (набожный человек). Одна из сект, основатель которой Батыл-хадж живет в ауле Сурхахи, отличается джигитством, выражающимся в бесстрашном удальстве, убийствах, воровстве и т. п., и крайней нетерпимостью, вследствие чего последователи ее прерывают сношения даже со своими родными, не примкнувшими к секте; внешние отличительные признаки ее стриженая борода, берданка, два пистолета и длинный кинжал. Последoватeли другой секты, основатель которой Кунт-хадж скрывается неизвестно где, и которая пользуется общими симпатиями ингушей, имеет гораздо более последователей и проникла даже в Большую Чечню; они выделяются своим смирением, набожностью и незлобивостью, не пьют, не курят и гнушаются воровства; не носят оружия, заменяя его палкой, и опоясываются белым куском полотна. Общее у обеих сект — джикир, то есть особое богомоление (после обыкновенного намаза), во время которого воспеваются доблести и подвиги Магомета, причем пение сопровождается хлопанием, пыхтением, прыгaниeм и т. п. до совершенного изнеможения.

Литература:
Е. Максимов и Г. Вертепов, «Туземцы Сев. Кавказа». Владикавказ, 1892. -Здесь и литература пред¬мета;
Борусевич, «Сектантство среди ингушей». («Этнографическое обозрение», 1893 г., № 3).

Энциклопедический словарь. Брокгауз-Ефрон. Т. XIII. СПб., 1894.

Реклама

Добавить комментарий »

Комментариев нет.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: