Свободен лишь тот, кто может позволить себе не лгать.

22.11.2020

Погребение воина начала 15 века в районе селения Верхний Алкун // автор: Чахкиев Джабраил Юрьевич// Военное дело древнего и средневекового населения Северной и Центральной Азии. Новосибирск. 1990 г.

ПОГРЕБЕНИЕ ЗНАТНОГО ГОРСКОГО ВОИНА  НАЧАЛА ХV ВЕКА ИЗ СЕЛЕНИЯ ВЕРХНИЙ АЛКУН (ЧЕЧЕНО-ИНГУШЕТИЯ)

До настоящего времени многие важные вопросы военного дела горцев Чечено-Ингушетии золотоордынского времени, как и всего населения Северного Кавказа, еще сравнительно слабо исследованы. В определённой степени это объясняется скудностью наличной источниковой базы. Поэтому большую научную значимость приобретает новые весьма интересные материалы, выявленные в результате археологических изысканий на территории горной зоны края (в частности, непосредственно примыкающей к плоскостной части Предкавказья) в 1987 году, при проведении дорожно-строительных работ на южной окраине средневекового горного башенного сел. ВЕРХНИЙ АЛКУН (Сунженский район ЧИАССР), был ОБНАРУЖЕН  и частично разрушен каменный ЯЩИК С ОДИНОЧНЫМ МУЖСКИМ ЗАХОРОНЕНИЕМ. Проведенные охранные раскопки позволили установить, что этот ящик был заглублен в землю на 0,50 м и ориентирован с севера на юг. Его размеры: длина 2, 10 м, Ширина 0,60 м, глубина 0,40 м. Сложен он из тщательно обработанных и хорошо подогнанных друг к другу сланцевых плит, поставленных на ребро: по три плиты на широких сторонах и по одной на узких. Перекрыт ящик был еще тремя крупными плитами. Потревоженный строителями костяк (длиной 1,80 м) лежал на дне каменного ящика в вытянутом положении на спине, головой на север, с протянутыми вдоль туловища руками. Его возраст достигал 40-45 лет. Он несомненно был убит в сражении: его череп и кости грудной клетки носят очевидные следы смертельных ударов клинкового оружия и стрел. В каменном ящике был зафиксирован следующий инвентарь (в основном разнообразный набор оружия), большая часть которого, к сожалению, сильно повреждена в ходе дорожных работ. С правой стороны черепа костяка располагался железный шлем с явными следами механических повреждений. Он имеет сфероконическую форму и шаровидное навершие (Рис. I, I).

Склепан шлем из двух отдельных, вертикально соединенных (с помощью ряда заклепок и горячей ковки) частей. Изнутри у последних прослеживаются остатки плотной (простеганной?) матерчатой подкладки или подшлемника. Кольчатой бармицей шлем не располагал. Высота шлема 21 см, диаметр его основания 22 см. Размеры навершия-3,0 х 2,6 см. Вес шлема 800 г. В этой же части ящика, рядом со шлемом, были также найдены два фрагмента от двух уже раздавленных сероглиняных орнаментированных кувшинов (рис.1-3).На них одинаковыми знаками древнегрузинского алфавита («Асомтаврули») начертано «собственное имя» погребенного — «Талевр». Перевод выполнен старшим научным сотрудником Г.Ю. Гагошидзе (Государственный музей Грузии им. С.Н.Джанашия, г. Тбилиси). На одном из фрагментов последний (шестой) знак не сохранился.

От Редакции сайта: В статье Евгения Нарожного и Джабраила Юрьевича Чахкиева была ошибка в надписи на сероглинянном кувшине. В статье надпись читается, как ТалеВр, но судя по рисунку написано ТалерВ

Размеры фрагментов соответственно II,0 х 7,8 см и 8,0 х 8,2 см. Кольчуга была предварительно сложена вчетверо и оставлена с левой стороны черепа усопшего. Покрой кольчуги- рубаха с прямыми рукавами (длина 32 см, ширина 23 см). Ворот его квадратный, разрезной, с воротником. Последний возвышается над уровнем плеч на 7 см. Ширина горловины 20 см. Разрез ворота сдвинут вправо, без подполка, глубиной 17 см (Рис. I, 4). Ширина кольчуги с рукавами 126 см, в талии 60 см, по подолу 62 см. Спереди и сзади подола расположена разрезы глубиной 15 см. Длина кольчуги 76 см. Вес 6,550 кг. Кольчатое плетение одинарное. Железные кольца средней величины, круглые по форме и округлые в поперечном сечении. Они сварочно-клепанные. Размеры склепанных («на гвоздь») колец- диаметр 9,5-10,0мм, толщина I,6-1,9 мм, а сварных- диаметр 10,0-10,5мм, толщина 1,9-2,2 мм. С обеих сторон кольчуги сохранились следы плотной (простеганной?) разноцветной ткани, которой, видимо, для удобства ношения и скрытности было принято раньше покрывать (или, вернее, обшивать) изнутри и снаружи этот вид доспеха. В районе ворота и левого плеча кольчуга имеет явно прослеживаемые механические повреждения (кольца разрублены или же пробиты). У локтевых костей обеих рук погребенного обнаружены два полных образца поврежденных железных двухчастных налокотника. Они шарнирные и застегивались на две массивные пряжки с ремешками. По своим размерам найденные экземпляры лишь незначительно отличаются друг от друга (в частности, длина больших вогнутых пластин равна соответственно 34,0 и 34,4 см, а наибольшая их ширина достигает 8,6 и 9,2 см). Судя по сохранившимся следам на встреченных налокотниках, снизу они подбивались мягкой (стеганной?) подкладкой из цветной ткани. Толщина пластинок налокотников 2,0-2,1 мм (Рис. 1, 5, 6). В области пояса находился железный черенковый однолезвийный боевой нож с прямой спинкой и лезвием (Рис. 2, 1). Черенок его отделен от клинка четко выраженными уступами, а лезвие у острия плавно загибается вверх. Рукоять и ножны не сохранились. Однако по прослеживаевым на клинке и черенке следам, они были деревянные. Размеры боевого ножа: общая длина 27,0 см, длина клинка 21,0 см, ширина клинка (у черенка) 2,3 см, толщина спинки О,6 см. Здесь же были встречены две серебряные непробитые монеты чекана хана Пулада в Хаджи-Тархане (1407-1410 гг.).

Вдоль таза и правой ноги был оставлен уже практически полностью истлевший колчан с 30 стрелами. Судя по мелким остаткам, он в плане имел сегментовидную форму и был изготовлен из черной кожи на деревянном каркасе. В длину колчан достигал не менее 55 см. Стрелы в нем располагались наконечниками вниз, в строго определенном порядке — в зависимости от типов и функционального назначения наконечников. Древки стрел истлели практически полностыю, но на черешках находящихся здесь ряда наконечников сохранились их фрагменты (диаметр 0,7-0,9см). К тому же, небольшой фраrмент древка стрелы (длиной 9,3 см и диаметром 0,8 см) с ушком для тетивы удалось зафиксировать внутри самого колчача. (рис. 2, 2). На этом древке отмечаются следы от 3-перого оперения, которое было слегка загнутое в сторону. Лопасти оперения наклеивались на древко отступя 2 см от ушка. В этом месте прослеживаются следы розовой краски, нанесенной в виде широкой кольцевой полосы. Глубина ушка I,0 см, ширина 0,4 см. Все тридцать наконечников стрел, обнаруженные на дне колчана, железные, черешковые. Одиннадцать из них, найденные в колчане единой компактной группой, плоские, а остальные-граненые. Плоские наконечники подразделяются по форме пера на следующие типы: I) ромбовидный крупный (Рис. 2, 3). Его размеры: общая длина 189 мм, длина пера 110 мм, ширина пера 47 мм; 2) ромбические-4 экз. (Рис. 2, 4-7). Размеры: длина 122-130 мм, длина пера 60-78 мм, ширина 34-40 мм; 3) двурогий (Рис. 2, 8). Размеры: длина 81 мм, длина пера 36 мм, ширина развилки 20 мм; 4) вытянуто-ромбовидные- 4 зкз. (Рис. 2, 9-12). Размеры: длина 72-93 мм, длина пера 40-51 мм, ширина I5-20 мм; 5) килевидный (Рис. 2, 13). Размеры: длина 135 мм, длина пера 71 мм, ширина 19 им. Граненые наконечники пред- ставлены типами: I) копьевидные, ромбические в сечении и с округлой шейкой -6 экз. (Рис. 2, 14-19). Размеры: общая длина 75-II2 мм, длина головки 49-74 мм, ширина грани 4-6 мм; 2) вытянуто-пирамидальные, квадратные в сечении — 7 экз. (Рис. 2, 20-26). Размеры: длина 70-93 мм, длина головки 40-65 мм, ширина грани 4-6 лом. В качестве разновидности здесь выделяются два сравнительно небольших наконечника. (их длина соответственно 47 и 52 мм, длина головки 27 и 30 мм, ширина грани в мм); 3) весловидные, с четырехгранной головкой и круглой шейкой- 3 экз. (Рис. 2, 27-29). Размеры: длина €3-90 мм, длина головки 37-71 м, ширине грани 5-6 им; 4) килевидный, ромбовидный в сечении (Рис.. 2, 30). Размеры: длина 92 им, длина головки 99 мм, ширина грани 7 мм; 5) кинжаловидные, ромбические в сечении -2 экз. (Рис. 2, 31, 32). Размеры: длина 76 и 78 мм, длина головки 40 и 48 мм, ширина грани 5 мм. . Под колчаном был найден и железный колчанный крюк (длиной 7,7 см: с прямоугольныи щитком (Рис. 2, 33).

Здесь же лежала сабля без сохранившихся деревянной обкладки рукояти и ножен (Рис. 2, 34). В трех местах она была преднамеренно переломана. Клинок железный, однолезвийный, средней кривизны (3,5 см), с елманью. Острие клинка (длиной 20 см) кинжаловидное, обоюдоострое, со слабым гранением. Массивная железная крестовина с перекрестьем (I0, 5 х 4,0 см), напускная и также была специально обломана (в частности, ее горизонтальная нижняя часть) при захоронении усопшего. Горизонтальные части крестовины, имеющие на концах рамбовидные отростки, сильно опущены в сторону клинка, Жөлөзный черен рукояти, цельнокованый с клинком, заметно изогнут в сторону лезвия клинка, Нa черене расположены две железные заклепки с массивными шляпками для крепления обкладка рукояти. Общея длина сабли 86 см, длина клинка 77 см, его ширина у перекрестья 3 ,4 см, толщина спинки 0,7 см. Вес сабли 780 г. Вдоль таза и левой ноги погребенного прослеживаются только мелкие остатки плотной черной кожи от полностью истлевшего налучья. Внутри налучья находился, по-видимому, сложносоставной лук (длиной до 1 м), от которого сохранились лишь фрагмент деревянной основы (рукоять длиной 22,8 см) и кусочки от роговых накладок (Рис. 2, 35).

Таким образом, зафиксированное у сел. ВЕРХНИЙ АЛКУН погребение с богатым набором вооружения позволяет воссоздать экипировку представителя феодализирующейся военной прослойки вайнахского общества начала ХV в. — времени, өще напряженной внешней угрозы местным горцам со стороны Золотой Орды.

Поэтому, на наш взгляд, не случайно наряду с богатым и разнообразным комплектом оружия в колчане усопшего представлены значительно большей частью (19 из 30) узкие граненые, т.н. «бронебойные» наконечники стрел, специально предназначенные и приспособленные для пробивания прочных доспехов золотоордынских воинов. Безусловно, этот опытный воин был военачальником («бяччи»), предводителем местной дружины, которая охраняла от разорительных внешних набегов пролегавшую здесь жизненно важную военно-транспортную и торговую магистраль-т.н. «ВАЙНАХ НЕКЪ» («дорогу вайнахов»). Последняя была благоустроена и вела с плоскости Предкавказья вглубь густо населенной Ингушетии, Грузию, Чечню, Дагестан и Осетию.

ИМЕННО ЗДЕСЬ, НЕМНОГО ВЫШЕ БАШЕННОГО СЕЛЕНИЯ ВЕРХНИЙ АЛКУН, В НАИБОЛЕЕ УЗКОМ МЕСТЕ УЩЕЛЬЯ ЭТУ ЕДИНСТВЕННУЮ МЕСТНУЮ «ДОРОГУ  ВАЙНАХОВ» ПЕРЕКРЫВАЛА ДЛИННАЯ И ВЫСОКАЯ КАМЕННАЯ ЗАГРАДИТЕЛЬНАЯ СТЕНА С ЗАМКОМ И ШИРОКИМИ ВОРОТАМИ.

У последних на протяжении многих веков (вплоть до начала XIX столетия) и ПОСТОЯННО ДЕЖУРИЛА ХОРОШО ВООРУЖЕННАЯ МНОГОЧИСЛЕННАЯ СТРАЖА, НЕ ПРОПУСКАЯ ВГЛУБЬ КРАЯ ЗАХВАТЧИКОВ, ПРЕДУПРЕЖДАЯ НАСЕЛЕНИЕ ОБ ОПАСНОСТИ , А ТАКЖЕ ВЗИМАЯ  С ИНЫХ ПРОЕЗЖИХ  (купцов, путешественников и т.д.) ОПРЕДЕЛЕННУЮ  «ДОРОЖНУЮ» ПОДАТЬ.

И отмеченное погребение (наряду с другими разнотипными источниками) наглядно свидетельствует выделении и тенденции к обособлению в вайнахском обществе золотоордынского времени ( при отсутствии государствености) феодализирующейся военной знати и их дружины, занимавшихся и обогащавшихся преимущественно воинскими акциями и охранными мероприятиями. Они, в отличие от остальной массы населения, имели наиболее дорогие и высокосортные (часто привозные) образцы и даже полные комплекты воинского снаряжения, мощные фортификационные башенные комплексы замкового типа, необходимые навыки и знания, специальную военно-физическую подготовку. В этот период истории полный комплект вооружения или наиболее дорогостоящие их образцы обычно помещались лишь в захоронениях знатных местных военачальников или же  наиболее выдающихся воинов. Здесь также немаловажно, что имеющиеся данные исторического фольклора вайнахов дополнительно подтверждают многовековую «специализацию»на охранных мероприятиях ВОИНОВ БАШЕННОГО ПОСЕЛКА ВЕРХНИЙ АЛКУН. Несомненно, данному военачальнику неоднократно приходилось сражаться с захватчиками, о чем наглядно свидетельствуют многочисленные механические повреждения и следы ремонта на образцах его оружия. Но в итоге он пал ка поле жестокого сражения и был с большими почестями похоронен своими соплеменниками на высоком берегу бурной горной реки Ассы. Возможно, последнее имело определенное смысловое или символическое значение. И особенно важно, что впервые в научной практике удалось достоверно установить даже имя это

Реклама

Добавить комментарий »

Комментариев нет.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: